Во времена Петра 1-го гражданские моряки носили такую же форму, как и военные.
Это можно объяснить тем, что на торговых судах имелись пушки, для защиты от
нападения, и команде приходилось не только вести огонь из орудий, но и отражать
нападение врага в рукопашном бою.
Петровский «Морской устав» регламентировал форменную одежду торгового флота
до 1781 года, когда Екатериной 2-й был утвержден «Устав купеческого водоходства».
Но и по этому указу судовые команды гражданского флота продолжали носить похожие
на военные костюмы. Правда, служащие береговых административных и управленческих
структур уже одевались в гражданское платье. В разные периоды их форма соответствовала
обмундированию Министерства внутренних дел, путей сообщения и министерства финансов
и лишь в октябре 1905 года была окончательно установлена в результате создания
Министерства торговли и промышленности, в структуру которого вошло Главное управление
торговым мореплаванием и портами.
«Положение о гражданских мундирах» 1834 года затронуло только форму чиновников
министерств, на судах и в портах использовалась по-прежнему военно-морская форма.
Единственным исключением можно считать Российско-Американскую компанию, учрежденную
еще в 1799 году для освоения территории Русской Америки, Курильских и других
островов . В период 1804-1840-х годов Российско-американская компания. при содействии
русского правительства организовала 25 экспедиций, в том числе 15 кругосветных
.
Моряки, служившие на кораблях компании, не состояли в списках военного-флота
и имели свою форму одежды. В июле 1851 года Николаем 1 были утверждены образцы
форменной одежды, разработанные специально для моряков Российско-американской
компании. Для отличия от моряков флота воротники и канты на фуражке делались
из светло-синего сукна. У всех чинов на медных пуговицах изображались два перекрещивающихся
якоря и буквы «А. К.»
В связи с продажей русских владений США в 1868 Российско-американская компания
была ликвидирована.
Только в 1855 году для личных чинов торгового флота была установлена гражданская,
отличная от военной, форма.
Кроме государственных стали появляться и частные морские компании. Для отличия
от гос. структур компании использовали «свою» атрибутику : флаги, вымпела, различные
эмблемы. Каждая судовладельческая фирма размещала собственную символику также
и на пуговицах
В 1858 году была высочайше утверждена форма для чинов пароходного общества «Кавказ
и Меркурий». На зеленый сюртук командного состава судов нашивались большие медные
пуговицы «с изображением двух перекрещивающихся якорей и надписью «ОБЩЕСТВО
КАВКАЗ И МЕРКУРИЙ», на рукава нашивались две малые пуговицы с изображением якоря.
Боцманы и чины унтер-офицерского ранга носили черные двубортные куртки с большими
медными пуговицами, на которых выбивались «буквы К.М., а под ними - два перекрещивающихся
якоря».
Кстати, символ «двух перекрещивающихся якорей» у древних греков имел два значения:
«При великой буре один не довлеет» и «Двумя всего надежнее».
В 1881 году утверждается форма для личного состава Добровольного флота, носившего
ранее военно-морские мундиры. Цветом и покроем, новая форма соответствовала
мундирам Морского ведомства. На пуговицах желтого и белого цвета изображался
«якорь и буквы Д. и Ф.». Однако эти эмблемы официально просуществовали недолго,
и в августе 1899 года указом Николая 2-го для чинов Добровольного флота была
введена новая форма. Вместо темно-зеленого полукафтана устанавливался черный
двубортный мундир, на который нашивались желтые пуговицы «с изображением адмиралтейского
якоря».
В 1884 году было организовано Черноморско-Дунайское пароходство. На пуговицах
этой компании выбивались «адмиралтейский якорь и литеры Ч.Д.П.»
В 1899 году утверждается форма для моряков, служивших на судах Русского общества
пароходства и торговли. На черный сюртук инспекторов морской части, капитанов
судов, их помощников и штурманских учеников нашивались позолоченные пуговицы
«с изображением двух перекрещивающихся якорей с идущей вокруг них надписью РУССКОЕ
ОБЩЕСТВО ПАРОХОДСТВА И ТОРГОВЛИ». Механики носили такую же форму, но с посеребренными
пуговицами. Боцманам «Общества» устанавливался черный двубортный пиджак с пуговицами,
на которых чеканились «два перекрещивающихся якоря и буквы Р.О.П.Т.»
В том же 1899 году вводится форма для моряков, служивших на судах, принадлежавших
Китайской Восточной железной дороге. Эта форма была очень похожа на мундиры
Русского общества пароходства и торговли, только на позолоченных пуговицах в
центре чеканились «два перекрещивающихся якоря с круговой надписью КИТАЙСКАЯ
ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА». Такие пуговицы нашивали капитаны и их помощники,
у механиков пуговицы были посеребренные. На пиджаках боцманов носились медные
пуговицы с «изображением двух перекрещивающихся якорей под литерами К.В.Ж.Д.».
Необходимо заметить, что первоначально установленный на пуговицах рисунок не
являлся для частных компаний окончательным. В разные периоды к первым образцам
добавлялись новые, использовались различные варианты, что можно увидеть в этом
разделе сайта.
Свою форму одежды имели и учащиеся морских учебных заведений. В июне 1901 года
для учащихся была введена новая форма: на шинелях, укороченных пальто и парадном
мундире нашивались позолоченные пуговицы « с изображением двух перекрещивающихся
якорей». В сентябре 1901 года была унифицирована форма для преподавателей мореходных
учебных заведений. Им полагалось носить темно-зеленый сюртук с позолоченными
пуговицами, имевшими изображение «государственного герба».
В феврале 1903 года Николаем 2-м утверждается форма для чинов, служащих на судах
Русского торгового флота. Для инспекторов морской части, капитанов, помощников
и учеников вводились двубортные сюртуки и двубортные пиджаки. На позолоченных
пуговицах чеканились «два перекрещивающихся якоря».
В апреле 1903 года вводится форма для гражданских чинов Главного управления
торгового мореплавания. Темно-зеленый сюртук "с шестью, на каждом борту, серебряными пуговицами присвоеннаго Ведомству образца:
гладкие, с ободком и матовым Государственным гербом, под ним накрест положенные якорь и жезл Меркурия».
В июле 1906 года для вольнонаемных капитанов судов морского транспорта, их помощников
и механиков вели единую форму. Это был черный двубортный мундир, на
который нашивались позолоченные пуговицы «с изображением адмиралтейского якоря».
В 1911 году утверждается форма для классных чинов Министерства торговли и промышленности.
На полукафтане темно-зеленого сукна устанавливаются позолоченные пуговицы с
изображением «двуглавого орла, под которым размещаются перекрещивающиеся якорь
и жезл Меркурия».
К концу 1917 года была завершена ликвидация всех символов Российской империи.
С мундиров моряков были убраны все знаки различия, в том числе и с пуговиц.