Наибольшего развития техника изготовления пуговиц достигла в первой половине
19 - го века. Вместо литья использовалась штамповка. Уже и в этот период пуговичные
мастера создавали настоящие шедевры мелкой пластики, размещая на такой небольшой
поверхности очень качественные и высокохудожественные изображения.
Пуговичное производство не оставалось в стороне от технического прогресса, здесь
также внедрялись различные производственные новшества, новые станки и механизмы.
Во второй половине 19 - го века появляются так называемые "дутые"
пуговицы, которые изготавливались из более мягких металлов. В этом случае лицевое
изображение выдавливалось методом штамповки изнутри, а внутренняя часть с ушком
для крепления изготавливалась отдельно. Затем края заготовки загибались, тем
самым, соединяя две части пуговицы.
Также более сложными в изготовлении и, естественно, более дорогими были накладные
пуговицы. При таком способе производства изображение на лицевой стороне пуговицы
не штампуется, а прикрепляется к основе с помощью специальных усиков или припоя.
Существовали также "двойные" пуговицы с особым способом крепления
лицевой и внутренней частей застежки.
При изготовлении пуговиц применялись самые разные металлы и сплавы. Для мундирных
пуговиц раннего периода самыми характерными материалами были медь и олово, позднее
их делали из меди, латуни и других медных сплавов. Даже был создан так называемый
"пуговичный" сплав, видимо наиболее отвечавший возможностям тогдашнего
производства. Применялось золочение и серебрение, причем при изготовлении дорогих
пуговиц для чиновников высшего уровня золочение наносилось даже из сусального
золота, а серебрение - высококачественной амальгамой.
В различные временные периоды пуговицы в сечении имели определенный вид. С начала
19 - го века до середины 40-х годов это плоский диск, затем до конца 50-х с
фоновым рисунком в виде узора из различных вариантов линий на лицевой поверхности
с бортиком по краю.
С начала 60-х годов - слегка выпуклые, в 70 - 80 - х годах девятнадцатого века
обычно выпуклые и часто покрытые точками. С середины 90-х годов - очень сильно
выпуклые и с высоким бортиком.
По имеющимся на сегодняшний момент данным количество производителей мундирных
пуговиц работавших в России в период 19 - 20 века составляет примерно 50 -100
названий . Среди них , как большие фабрики и заводы , выпускавшие пуговицы в
промышленных масштабах и занимавшиеся в основном этим производством , так и
небольшие мастерские, штамповавшие пуговицы кустарными методами , наряду с выпуском
совершенно иных изделий . Естественно продукция этих столь различных по техническому
оснащению предприятий значительно отличалась по качеству и художественному исполнению .
Дополнительно пуговицы поступали в Россию и из-за рубежа , чаще всего из Германии,
где находилось большое количество профильных предприятий выпускавших мундирные
пуговицы по заказам российских ведомств и частных лиц и организаций .
Необходимо также пояснить, что часто встречаемая на реверсах мундирных пуговиц надпись TREBLE GILT
- не является клеймом конкретной фирмы, а всего лишь означает "тройное покрытие". Такая надпись использовалась многими фирмами
в рекламных целях для придания "солидности" продукции. Реже встречается "DOUBLE GILT" - то есть "двойное покрытие".
По мере появления новых сведений и иллюстративного материала раздел будет постоянно
дополняться .