Прежде всего, необходимо отметить, что в русской императорской армии эмблемы
выделяли не рода войск, а военных специалистов, выполнявших функции, отличные
от боевых задач основных армейских частей.
Такими специалистами являлись и военнослужащие инженерных подразделений. В декабре
1812 года, когда был сформирован лейб-гвардии Саперный батальон, то на кивера
он получил эмблему в виде орла, сидящего на скрещенных топорах, сразу выделившись
среди других гвардейских частей. В дальнейшем инженерные подразделения гвардейских частей продолжали
использовать пуговицы с изображением орла (соответствующего действующему государственному гербу) на скрещенных топорах до 1917 года.
В декабре 1829 года, когда в армии вводились пуговицы с определенными изображениями,
гвардейские саперы получили на мундиры пуговицы с рисунком, практически повторявшим
киверный герб.
Более упрощенной была эмблема армейских инженерных подразделений (однако
в основе рисунка здесь тоже фигурировали скрещенные топоры), показывающая принадлежность
обладателя мундира к инженерному ведомству.
26 декабря 1829 года, переименованные из пионерных в саперные, батальоны получили
на мундиры пуговицы с изображением «двух накрест лежащих топориков». Для 1-
5 саперных батальонов устанавливалось изображение из двух топоров и номера батальона.
В 1, 2, 3 - резервных саперных - из двух топориков и номера батальона и литеры
«Р», в Литовском саперном - топориков и литеры «Л» (с 9 мая 1831 года Литовский
саперный переименован в 6-й саперный и получил пуговицы с топориками и цифрой
«6»). Кавказский саперный батальон нашивал пуговицы с топориками и литерой «К».
Переименованному из саперного в Гренадерский саперный, батальону были присвоены
пуговицы «с выпуклым изображением двух накрест лежащих топориков, над которыми
изображена гренада об одном огне».
Тогда же 26 декабря 1829 года всем строевым чинам 1-го конно-пионерного эскадрона
были установлены пуговицы с выпуклым изображением двух накрест положенных топориков
и над ними цифры и литер «1.К.П.».
В 1870 году в составе инженерных войск появляются железнодорожные подразделения,
а с 1876 года - железнодорожные батальоны, очевидно носившие, как и все части
в этот период гладкие без рисунка пуговицы.
В конце 19-го века инженерные войска пополняются воздухоплавательными частями
(позднее авиационные подразделения).
9 августа 1904 года Николай 2-ой «соизволил даровать по примеру Гвардии» инженерным
частям, включая воздухоплавателей, вместо гладких пуговицы с изображением двуглавого
орла над скрещенными топорами. Военный министр объявил об этом лично, как о
«новом знаке Монаршего внимания к Армии, доблестно проявляющей свою преданность
Престолу и Отечеству, эмблемою которых, служит Государственный герб».