ЯХТ-КЛУБЫ
1 мая 1846 года по указу императора Николая I в Санкт-Петербурге был основан
"Санкт-Петербургский Императорский яхт-клуб". Клуб стал первым в России
привилегированным морским спортивным обществом. Особы императорской фамилии,
владевшие яхтами, являлись почетными членами клуба. Право вступления в клуб
имели русские дворяне, законно владевшие морскими судами, не предназначенными
для торгового использования.
В 1858 году группой петербуржцев был основан, а в марте 1860 года был утвержден
устав "Санкт-Петербургского речного яхт-клуба". Этот клуб стал первым
общедоступным яхт-клубом России, членом которого мог стать гражданин любого
сословия. С 1910 года клуб стал носить название "Императорский".
Вслед за "Императорским яхт-клубом" и "Речным" появился
Петербургский парусный клуб. Затем, по предложению группы морских офицеров,
которую возглавил великий князь Александр Михайлович, в мае 1895 года был создан
первый военно-морской "Невский яхт-клуб". В его уставе, утвержденном
императором Николаем II, устанавливалось, что его непременными членами должны
считаться все адмиралы и высшие офицеры Русского флота.
Далее были организованы "Гаванское парусное общество", "Стрельнинский
парусный клуб". К 1912 году в Петербурге насчитывалось уже более 10-и яхт-клубов.
В конце 19-го-начале 20-го века популярность парусного спорта росла и яхт-клубы
появлялись во многих городах и губерниях России. Даже в дачных поселках появлялись
свои общества любителей яхт. Например, группа дачников селения Разлив организовала
"Сестрорецкий парусный кружок", имевший уставные документы яхт-клуба.
В Гельсингфорсе в конце 19-го века организовался "Гельсингфорский рабочий
парусный яхт-клуб", в который обьединились яхтсмены финской национальности.
Шведы же, проживавшие в Финляндии организовали еще в 1861 году свой - "Нюландский
яхт-клуб". Кроме того на территории Великого княжества Финляндского действовало
много местных обьединений любителей парусного спорта. Это "Пейянеское парусное
общество", "Спортивное и парусное общество Абоского рабочего союза",
"Парусный клуб "Друзей труда" г. Або", "Экенесское
парусное общество", "Вазаский яхт-клуб", "Нясиярвикское
парусное общество", "Фридрихсгамское парусное общество", "Эсбоское
общество парусного плавания".
Немало яхт-клубов появилось в прибалтийских губерниях. Это "Императорский
Рижский яхт-клуб", "Императорский Эстляндский яхт-клуб", "Либавский
яхт-клуб"Норд", Аренсбургский яхт-клуб", Лифляндский яхт-клуб",
Перновский и Ревельский яхт-клубы.
На юге России появлялись свои яхт-клубы. В 1875 году в Одессе был открыт "ЧЕРНОМОРСКИЙ яхт-клуб",
взятый под августейшее покровительство Его Императорским Высочеством Генералом-Адмиралом Константин Николаевичем.
"ЕКАТЕРИНИНСКИЙ яхт-клуб" также находившийся под патронатом Императорской Семьи был открыт в 1897 году.
Кроме Одессы были созданы объединения любителей парусного флота в Николаеве,
Херсоне и Севастополе. "Севастопольский яхт-клуб" был организован
в 1886 году и находился под личным покровительством великого князя Алексея Михайловича.
Почетным командором этого клуба был также великий князь Александр Михайлович.
Вторая столица Империи также не осталась в стороне от парусного спорта. В 1867
году был образован "Московский речной яхт-клуб". В 1908 году собственный
яхт-клуб, организованный состоятельными людьми города, появился у Самары.
В итоге в начале 1900-х годов по всей России действовало более 70-и яхт-клубов.
Нам пока неизвестно, у всех ли яхт-клубов имелась собственная форма и нашивались
ли на нее пуговицы с оригинальным чеканом… Но, имеющиеся в нашей коллекции образцы
говорят о том, что такие пуговицы были и в дальнейшем мы обязательно разместим
их в этом разделе.